: : Разделы сайта : :
: : Календарь : :
: : Услуги : :
Получить дополнительную информацию и ознакомиться со стоимостью услуг вы можете здесь

Заказать гороскопперсональный

: : Мы нравимся : :

: : Опрос сайта : :
: : Облако тегов : :
: : Наши партнеры : :
«Мысленная» подготовка к письму

 

В изобразительном искусстве, как правило, все начинается с мысленного образа, а заканчивается реальным его воплощением. Но так случается далеко не всегда. Особенно в детстве, когда мышление ребенка подвижно и не склонно концентрироваться длительное время. Первое время каракули малышей – всего лишь свидетельство наличия их внутреннего монолога: отражение сиюминутных эмоций и душевных порывов.


Детский монолог родителям следует развивать, всеми возможными способами превращая его в диалог. Поскольку обмен информацией, который при этом возникнет, помогает проявиться вербальной активности крохи. Кроме того, рисование с раннего возраста способствует всестороннему развитию ребенка, участвуя в формировании способности к логике и абстрактному мышлению.


Сознательное рисование


Замысел, который рождается в голове ребенка, не всегда удается успешно донести до «зрителя». Костно-мышечный аппарат кисти ребенка долгое время остается несовершенным. Однако специалисты сходятся во мнении, что его развитие, связанное с естественным ходом физиологических процессов, не стоит ускорять, если малыш абсолютно здоров и не имеет проблем с мышечной гипо- или гипертонией (недостаточным или избыточным тонусом верхних конечностей). Несвоевременные тренировки точности и аккуратности письма, могут навредить неокрепшему костно-мышечному аппарату ребенка. В последствие страдает подчерк малыша, возникают другие проблемы, физиологического и психологического характера.
Детские специалисты уверены, что в раннем возрасте, безопасной тренировке поддается исключительно интеллект ребенка. Рост интеллектуального потенциала стимулирует качество исполнения рисунков и письма естественным путем. Поэтому, давайте уделим внимание «мысленной» подготовке наших детей.
Рисунок как внутренний монолог ребенка способен показать уровень развития всех психических функций. И в то же время, выявить ряд проблем развития. Например, если малыш упорно использует под рисунок только определенную незначительную по площади часть листа, скорее всего у него есть проблемы с адекватным восприятием пространства и его использованием. Рисунки ребенка следует показать специалисту неврологу, чтобы последний, побеседовав с малышом, дал оценку работе гностических функций головного мозга маленького пациента.
Пугаться родителям не стоит, практически все проблемы поддаются успешной коррекции в раннем детстве. Но лучше держать руку на пульсе, чтобы не пропустить маленькие тревожные звоночки, к которым порой остаются глухими даже специалисты, регулярно обследующие ребенка.


По сути, совсем не важно, что рисуют наши дети, главное, чтобы в рисунках ребенка присутствовала положительная динамика, характеризующая развитие интеллектуальных возможностей.
Для успешного сознательного рисования важно развитие логического и абстрактного мышления, воображения малыша. Рисование помогает упорядочить информацию, которую малыш получает из внешнего мира, а также способствует выражению персонального отношения маленькой личности к окружающей его реальности.
Язык мазков не требует слов, однако штрихи, которыми малыш характеризует свои эмоции и чувства, уже являются неким рассказом ребенка. В последствии, малыш, не без вашей помощи, начнет конкретизировать написанную «повесть», «опредмечивая» ее персоналии. Постарайтесь ему в этом помочь, угадывая в непонятных каракулях черты знакомых образов.
«Ой, да у тебя получился цветочек», - скажете вы и выделите в закарючках пару овалов ярким маркером для ребенка (чтобы малыш выделил «цветок» из общей массы им написанного).


Как только узнавание произошло, спешите помочь крохе закрепить результат. Подключайтесь к письменному монологу ребенка, превращая его в диалог. Задавайте уточняющие вопросы, выясняя уровень восприятия ребенком информации. Пробуйте сравнивать, находить сходства различных предметов, выделяя их основные черты, составные элементы. Постепенно двигайтесь в сторону развития способности ребенка удерживать в голове значительный объем взаимосвязанной информации: образ сложного многосоставного объекта (дом с крышей, дверью и окнами), ситуацию (девочка катается на качели), историю (Маша пришла к Мише и подарила подарок).
Одновременно стимулируйте воображение и речевую активность крохи: например, просите связать рассказом два нарисованных по отдельности предмета. При этом предметы могут быть запечатлены на бумаги весьма образно или с использованием символов-ассоциаций (медведь – большой овал; собака – маленький круг; домик – квадрат).
Не стремитесь к тому, чтобы ребенок сразу исполнял в мельчайших деталях некий сложный образ целиком. Мысленно разбейте его на части: нарисуйте ту, которую вспомнит сам ребенок, осмотритесь, выясните, чего еще не хватает.
Пока движения руки ребенка еще плохо координируются, важно научить малыша мыслить абстрактно: схватывать основной образ, выделять детали, проводить аналогии. В результате, малыш учится мыслить логически, работать с образами символами, из которых состоит буквенный и цифровой ряд.
Для того, чтобы мысли наших детей материализовывались на бумаги достпным для восприятия образом, необходимо научить их правильно мыслить. Позитивно и конструктивно.
«Правильно» мыслить образ, который необходимо воплотить в письме, в данном случае означает способность представлять задуманный предмет ясно и четко в мельчайших деталях. Только тогда его воплощение не составит большого труда, то есть не займет много времени и сил. Но не ускоряйте ход событий. Вначале отрабатывайте узнавание ребенком основной формы предмета (его основополагающих составных элементов). Постепенно добавляйте к рисунку новые детали. Работайте с одним образом достаточно долгое количество времени. Например, дорисовывайте детали к вчерашним рисункам.


Для осознанного вступление в ряды маленьких художников мышление ребенка должно быть подготовлено. Ребенку необходимо научиться:


- правильно воспринимать реальные образы (называя их форму, базовый цвет, функцию, ситуации, в которых они бывают задействованы);
- знать, что такое основные детали предмета (без которых он не может существовать, быть узнанным) и вспомогательные (наделяющими образ подробностями);
- уметь связывать детали одного предмета, понимая логику их соединения и сохраняя в голове целостный образ на протяжении всего периода исполнения рисунка;
- представлять, как и каким сюжетом могут быть связаны два и более предметов на одной картинке.
Не стоит раньше времени знакомить малыша с символикой букв и цифр. Дождитесь, когда малыш начнет понимать, что за каждым символом стоит определенная информация. В некоторых ситуациях информация подается прямо: дом – это квадратик, а сверху прямоугольник. В других случаях информация может подаваться косвенно: 6 – это не просто плюшка, а обозначение количества. Символами могут кодироваться не только количественные характеристики, но и ряд ситуаций (дорожного движения), принадлежность (медицинская – красный крест; половая и т.д.).
Начните издалека. Познакомьте малыша с содержанием разнообразных символов, а уже после беритесь за отработку написания конкретных обозначений.
И помните, порадовать вас результатами, усмотрев за обозначением символа емкую смысловую нагрузку, смогут лишь малыши, обладающие достаточной подготовкой в области абстрактного и логического мышления.

 

Логика мысли


Конечно, для проведения вышеупомянутых манипуляций, ребенку понадобится овладеть основами логики, анализа и синтеза. Логика поможет малышу связать мысленную картинку и реальный образ, находя в них определенные сходные признаки. В процессе этого узнавания малыши начинают самостоятельно «опредмечивать» результаты своего изобразительного творчества. Впервые мамы и папы начинают слышать как ребенок «читает» рисунок, находя в своих ломаных закарючках машинку, в которой едут Маша, мама и кукла Таня. Не стоит переубеждать малыша, утверждая, что вы не видите реальной картинки, ведь он учится логически мыслить, упорядочивая свои эмоции на листе бумаги. И пусть реального сходства пары кружков и упомянутых персонажей вы не улавливаете, поддержите разговор, расспросите, где именно Маша, мама, в какой позе они сидят, на каких сидениях, куда едут. Расспрашивая, вместе с ребенком уточняйте рисунок, добавляя в него необходимые детали, конкретизируя последовательность событий. Ваши вопросы должны быть нацелены на то, чтобы малыш вспомнил основную или упрощенную для восприятия форму предметов (машина – овал, например), составляющие, мелкие детали, нормальный ход действия событий во времени.
В это время «рисовать» вы можете только в голове ребенка, но яркими красками, эмоциональными эпитетами, запоминающимися сравнениями. Таким образом, чтобы перед глазами малыша действительно предстала знакомая картинка, возможно не имеющая ничего общего с той, что лежит перед ребенком в данный момент. Если малыш не спешит усовершенствовать свое полотно, не настаивайте.
Ведь главная работа на данном этапе должна проводиться на уровне развития интеллекта, воображения и абстрактного мышления ребенка.


Анализ, синтез и абстракция
Невозможно изобразить то, о чем ты не имеешь представления. Поэтому старайтесь развивать кругозор ребенка, синтезируя (разбирая по составу) интересные ему предметы. Двигаться в работе с ребенком следует только в след за его интересом, тогда ваша работа будет продуктивнее. Дети, как правило, запоминают только то, что им действительно интересно. Малыш любит машинки? Купите ему новое игрушечное авто. На пике положительных эмоций начинайте познавательную беседу: «вот корпус», «вот двери», «спереди и сзади фары» и т.д. Находите и предлагайте малышу различные сравнения, метафоры, аллегории. Фары – глаза машины, так как она не может вертеть своим лицом (бампером), фары у нее с двух сторон (спереди и сзади). Двери – руки автомобиля. Крыша – гладкая спинка. Колеса – ноги.
Тут же задайте вопрос, проверьте понимание ребенком ваших слов: какая часть «тела» машинки скрыта от глаз? Правильно, животик (днище машины). Определитесь с основной формой вашего любимца – овал, прямоугольник? Пусть малыш выскажет свое мнение. Оно может быть далеко от истины и даже не соответствовать геометрической форме предмета, но если ребенку легче представить форму автомобиля, сравнивая ее с облаком, пусть будет так.


После изучения схемы транспортного средства, предложите малышу поиграть в машинки. Малыш будет маленькой легковушкой, а вы грузовиком. При этом необходимо будет изобразить предмет на память. Становитесь и вы на четвереньки, пытайтесь обогнать своего ученика, посигналив ему «фарой Попутно выясните, где у новенькой легковушки Саши багажник, открываются ли двери. Используя руки, покажите как открывается «капот» и двери автомобилей. Перенос схемы изученного предмета на живую натуру способствует развитию образного мышления. Поэтому как можно чаще просите малыша изобразить цветочек или домик, определенным образом, сложив руки над головой.
Используйте и другие подручные предметы, чтобы развить таланты ребенка между делом. Понимание абстрактного образа можно закрепить, например, в дороге. Покажите ребенку корпус мобильного телефона. Попросите малыша поискать у телефона сходства и различия с автомобилем. Пусть ребенок обозначит, где должны крепиться основные недостающие детали транспортного средства.


Стимулируйте воображение и абстрактное мышление крохи, придумывая различные игры и забавы. Используйте различные средства визуализации предметов и образом, постепенно переходя к сложным абстрактным формам. И помните, гибкий, готовый к экспериментам интеллект ребенка – является универсальным и лучшим инструментом в любом деле. Замысел любого предприятия рождается в голове. И от того, насколько будет совершенным его образ, зависит успех проекта маленького художника.